СВЯТОЕ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДУШИ

Иеромонах Питирим (Сухов)
Иеромонах Питирим (Сухов)

Мы уже вступили на дорогу, ведущую к Рождеству и именуемую Рождественским постом. Каким окажется этот путь на этот раз, какими встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями утешит?

О душеполезном прохождении святого поста поговорим с клириком Христорождественского кафедрального собора иеромонахом Питиримом (Суховым).

— Отец Питирим, что такое пост и как он появился в жизни христиан?

— Пост — это время воздержания и особенного духовного напряжения. Для лучшего понимания этого понятия можно провести аналогию со словом «пост» в значении «боевой пост». Как на боевом посту человек все свое внимание и силы отдает на его хранение, так и в духовной жизни пост предполагает особое сосредоточение на своей душе: уход от мирской суеты, посвящение своего времени молитве, телесному воздержанию и делам милосердия.

Говоря о возникновении поста, правильным будет вспомнить первых сотворенных Богом людей Адама и Еву. Как мы знаем, Господь дал праотцам возможность пользоваться всеми благами рая. Но при этом Он заповедал им не вкушать плодов от одного растущего в раю дерева — древа познания Добра и зла. В этом первом Божественном установлении уже явно очерчивается заповедь о посте. И все мы помним, к каким страшным последствиям для всего человеческого рода привело нарушение данной заповеди.

— Как правильно провести время Рождественского поста?

— С понуждением себя на всякую добродетель. В христианской жизни человек должен постоянно бороться со своей ленью, которая свойственна падшей человеческой природе. Пусть для всех нас Рождественский пост будет временем отвращения от «матери всех пороков» — лени. Потому что эта страсть не дает нам совершать добрые дела, она мешает нам совершенствоваться и, тем самым, препятствует в достижении главной цели человеческой жизни: очищения своей души, обновлении и духовном перерождении. 

Есть еще очень важный момент, касающийся поста. В это время Богу особенно приятны наши молитвенные возношения и совершаемые добрые дела. Например, человек по слабости здоровья не может соблюдать пост в полной мере. Зато  он может навестить больных, одиноких и скорбящих, и доставить таким людям небольшое утешение. В пост такие дела любви и милосердия очень хорошо делать, они имеют великую силу в деле нашего спасения.

— Батюшка, среди нас есть люди, для которых этот пост стал первым в жизни. Что Вы посоветуете впервые постящимся?

— Самое главное, это постараться обойтись без крайностей и во всем придерживаться «золотой середины». Ведь очень часто бывает, что люди слишком много внимания уделяют одной из сторон поста, как правило, телесной, и доводят себя чуть ли не до истощения. Это неразумно. Для впервые постящихся будет правильным умеренное воздержание.  Можно отказаться от чего-то одного, например, от вкушения мяса, и придерживаться этого запрета весь период поста. В следующий пост можно ограничить себя еще в чем-либо. То же правило действует и в духовной стороне поста. Если же взять на себя подвиг не по силам,  то человек может не выдержать и духовно «сломаться». Поэтому привыкание к посту должно быть постепенным.

Отец Питирим, у многих людей именно в Рождественский пост возникает много смущений: как быть с Новым годом, с застольем в кругу семьи, с корпоративом на работе?

— Ко всему в жизни, в том числе и празднованию Нового года,  нужно подходить с духовным рассуждением. Ведь любая добродетель без меры соблюдаемая может иметь обратный результат. Так, не будет грехом провести новогоднюю ночь в кругу семьи за постным столом, не вдаваясь в пустые разговоры и не сидя у телевизора, от просмотра которого ничего душеполезного человек не почерпнет. Можно это время использовать именно для доброго, доверительного общения со своими родными людьми. 

Что касается корпоративного новогоднего мероприятия, то здесь дело обстоит сложнее. Семейный круг — близкий, теплый, а рабочий коллектив —  более «разношерстный»: кто-то склоняется к соблюдению поста, кто-то совсем не признает это святое время и считает это признаком ненормальности. К участию в корпоративе также нужно подойти благоразумно, с рассуждением. Самое главное, не нужно допускать компромиссов со своей совестью. То есть если совесть не позволяет идти на это увеселительное мероприятие, то и не надо. Пусть лучше на тебя косо посмотрят коллеги, чем ты преступишь через свои христианские убеждения. В случае если человек не может отказать себе в походе на корпоратив, то пусть сходит, но постарается как можно меньше вступать в пустые, осуждающие разговоры и предаваться безудержному веселью. Этого нужно всячески избегать.

К слову сказать, Новый год стал впервые праздноваться в период Рождественского поста только после революции, когда Православная вера была гонима и преследуема. Перед безбожниками стояла задача научить людей осквернять святое время поста плясками и винопитием.

Сегодня празднование Нового года уже вошло в привычку и мало кто отказывает себе в гуляниях. И это несмотря на то, что 1 января знаменуется началом недели наиболее строгого поста, предваряющей светлый праздник Рождества Христова.

-Какие ошибки может совершить постящийся?

— Во-первых, это впадение в крайность в плане соблюдения телесного поста.  Люди начинают со всею строгостью  отслеживать как бы им не съесть булку, в которую добавлено яйцо или маргарин, но при этом совершенно забывают ограничить себя, например, в просмотре телевизора или пользовании интернетом. А ведь духовный пост (борьба со своими греховными привычками, молитва, чтение творений святых отцов, милостыня) — это главное.

Второй значительной ошибкой может стать искаженное восприятие высшей цели поста. К сожалению, даже среди верующих людей бытует мнение, что некоторые установления Церкви маловажны, в том числе и пост. Ни в коем случае нельзя предаваться таким пагубным настроениям. Помните, что ответил Христос на вопрос апостолов об изгнании злого духа из человека? «Этот род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17,21). Вот какова важность этого святого времени. Сам Господь сказал, что темную, диавольскую силу можно победить только молитвой и постом. Одно без другого малодейственно.

В-третьих, ошибкой будет и духовное расслабление человека после поста. Часто так бывает, что во время поста мы стараемся быть внимательным к своей душе, больше молиться, а по его окончании расслабляемся и беремся за старое.  Выход из поста должен быть плавным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то, по прошествии сорока дней, проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то, и по прошествии этого поста, он еще продолжается, и будет нам постоянная от него польза» (Иоан. XVI, 22). То есть пусть календарное время поста уже пройдет, но внутренне мы все-таки должны стараться продолжать работать над собой, преодолевая греховные наклонности. В идеале понуждение себя к стяжанию добродетелей должно продолжаться всю жизнь.

— Батюшка, как понять, что пост проходит с пользой?

— Само внутреннее состояние человека должно подсказать, когда пост проходит с пользой, а когда нет. Если человек становится раздражительным, начинает «кидаться» на других, то это, конечно, говорит о том, что пост проходит неправильно и несет больше духовного вреда, нежели пользы. Когда же человек чувствует мир, спокойствие и тишину на душе, появляется желание лишний раз сходить в храм, когда он тяготится просмотром телевизора или шумными компаниями, то это значит, что пост ему явно на пользу и им выбран добрый путь: добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.

— Спасибо за беседу.