ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»

13194 ноября  Святая Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Казанская».

Праздник этот установлен в память избавления Москвы и России заступлением Владычицы Небесной от нашествия поляков в 1612 году. В то время наше Отечество находилось в крайней опасности. На престоле России прекратился род царей Рюрикова дома; наступило междуцарствие. В 1606 году, после свержения Лжедмитрия I и выборов нового царя Василия, был поставлен и новый патриарх, им стал 76-летний Казанский митрополит Гермоген. Первые же месяцы царствования Василия Шуйского обнаружили слабость его власти. Новый царь не имел ни сил, ни авторитета для поддержании в стране порядка. В конце концов царь Василий был свержен с престола и насильственно пострижен в монахи. В Москве после этого началась смута.

Видя беспорядок в Московском государстве, польский король Сигизмунд решил использовать эту смуту в своих интересах.Поляки, овладев приграничным городом Смоленском, заняли и Москву, между тем шведы, двигаясь с севера, взяли Новгород. Целью поляков было поставить в России своего царя, и уже многие стали признавать своим царем польского королевича Владислава, но тот не принимал православие и не ехал в Россию. Земля, как сказал современник, стала «безгосударственной». Связи между отдельными областями были разрушены. Тогда, среди всеобщей растерянности и разброда, Патриарх Гермоген обратился к русским людям с призывом к объединению для защиты Отечества. В одной из грамот Патриарх писал: «Что можно ожидать от поляков? Лишь окончательного разорения царства и православной веры. Болит душа моя, и сердце мое терзается, я плачу и с рыданием вопию. Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужаками». И голос Патриарха был услышан. В стране началось широкое патриотическое движение. Русские города вступили между собой в переписку, договорившись общими усилиями собрать народное ополчение. Исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород.

«Станем за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но освободим Отечество!», — воззвал к своим соотечественникам один из истинных сынов Отечества, нижегородский посадник Косьма Минин. По призыву Минина, а также инока Авраамия Палицына и боярина Дмитрия Пожарского, русский народ дружно восстал на защиту и освобождение своей родной земли. К Москве стали собираться русские ополчения; пришло ополчение и из Казани и принесло с собою Казанскую икону пресвятой Богородицы. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса.

Когда стотысячное ополчение двинулось к Москве, поляки потребовали от Гермогена, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая Патриарху голодной смертью. На что Первосвятитель ответил: «Уйдёте все вы, польские люди, из Московского государства, тогда и я благословлю всех отойти прочь, а если вы останетесь, мое благословение всем стоять и умереть за православную веру». Поляки заточили Патриарха Гермогена в подземелье Чудова монастыря и стали морить его голодом.

В своей последней грамоте, которую Патриарх сумел передать на волю, он посылал всем восставшим за Родину свое благословение: «Ничего не щадите для спасения Отечества. Всегда говорите моим именем». Этим посланием Патриарх Гермоген ободрил народное ополчение и вселил в него веру в скорую победу над иноземными захватчиками. Русская земля более никого не хотела слушать, кроме своего Патриарха.

4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяла Москву. День штурма стал народным праздником.

Патриарх Гермоген не дожил до этого светлого дня. Он скончался от голода в заточении, до конца исполнив долг верности православной вере и своей Родине.

Православная Церковь в память избавления Москвы и России от поляков установила в этот день празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы, под знамением которой проходило освободительное движение.